Сегодня российские СМИ заполнены различными комментариями, главный лейтмотив которых заключается в том, что западные санкции против России — это на самом деле шанс. Шанс на импортозамещение, на модернизацию, на прорыв, на развитие и т. д. и т. п. По принципу — не было счастья, да несчастье помогло.
Логика более чем странная. Получается, что если вы хотите развивать у себя в стране, например, искусственное протезирование, для начала непременно следует выстрелить себе в ногу. И тогда развитие пойдет семимильными шагами. Неужели правительство России до этого не понимало, что поощрение импортозамещения или стимулирование модернизации является повседневной работой? Неужели обязательно должен случиться кризис, чтобы правительство вспомнило о своих обязанностях? Тогда правительству России остается лишь искренне поблагодарить Запад за приведение себя в чувство и за выполненную вместо себя работу.
Нетрудно заметить, что на самом деле такая постановка вопроса очень удобна лишь для действующей власти, т. к. она исключает понятие ошибки для нее. Ведь в такой парадигме власть никогда не ошибается. Если ты даже посадил свою страну на мель — народ, не верь глазам своим. Это не ошибка, это шанс для прорыва в области мореходства.
Вот и Путин на своей последней пресс-конференции ни слова не сказал об ошибках. Словно то, что произошло в России, было хладнокровно и хитроумно спланированным сценарием российского руководства. Я был бы рад, если бы это было так, но при запланированном сценарии руководству Центробанка России не пришлось бы собираться ночью (!) и принимать форс-мажорные решения по тушению пожара. Значит, не совсем запланированный. Значит, ошибка.
Сегодня правительство России говорит уже о риске глубокой рецессии в ближайшие годы. И это более адекватная оценка. При этом следует понимать, что этот кризис качественно отличается от всех предыдущих, потому что никогда России не устраивали такой масштабный международный бойкот, никогда не отсекали ее от западных рынков капитала, связав по рукам и ногам и т. д.
В принципе, никто не способен полностью оценить возможные последствия кризиса, но они будут тяжелыми. В том числе для нас. За геополитические амбиции России Армения уже начала расплачиваться. Так, помимо обесценивания частных трансфертов, из-за падения курса рубля российский рынок потерял свою привлекательность для армянских экспортеров, т. к. армянская продукция в рублевом выражении резко подорожала в России и утратила свою конкурентоспособность. В результате армянские экспортеры сегодня вынуждены отказываться от экспорта в Россию и искать другие рынки сбыта. Такого никогда не было! Об этом заявили, в частности, рыбоводческие компании, а рыба — серьезная статья экспорта для Армении. То же самое по другим позициям. И по иронии судьбы, это происходит в самом начале создания единого таможенного пространства, призванного увеличить товарооборот стран. Но получилось наоборот. Парадокс — мы оправдывали отказ от договора евроассоциации в том числе и потому, что нам нечего продавать в Европе. Сейчас оказалось, что нам почти нечего продавать и в России. Это форс-мажорная ситуация для Армении, и сколько она продлится, неизвестно. В любом случае потери Армении будут огромными по нашим меркам.
Конечно, было бы очень желательно, чтобы Россия быстрее выбралась из кризиса. Но для этого не надо называть ошибку, приведшую к масштабному финансово-экономическому кризису, шансом. Как минимум. Иначе прописанные врачом рецепты не будут адекватными и не помогут больному.