Да, да… Нет, нет… Большой привет… В общем, соглашательство и пофигизм. Если коротко. А если углубиться, то все всех критикуют и всем на всех наплевать. По большому счету. Это называется разброс мнений. Короче, в армянском обществе такой разброс мнений, что от него происходит разброс мозгов. Отчего это происходит, неясно. То ли мозгов много, то ли высказываемых мнений, то ли ситуация в целом сложная. А когда ситуация в целом сложная, мнений много. Это аксиома. Конечно, на ситуацию можно взглянуть по-разному. С точки зрения истории, социологии, политологии. С точки зрения либеральной и патриотической. С точки зрения Запада, России и Папуа-Гвинеи. Но самое интересное — взглянуть на армянскую ситуацию — как на внутриполитическую, так и на внешнеполитическую — с точки зрения армянской. Скажем, власть амнистировала политзаключенных. С точки зрения одних, это позор. С точки зрения других, это благородный поступок. Одни говорят и пишут, что власть могла отпустить политзаключенных год назад, или вообще могла не сажать их. Другие говорят и пишут, что власть не могла не посадить, на то она и власть, но оказалась настолько благородна, что посадив, все же отпустила. Правда, не всех. Но все же. Отпустила ведь? Отпустила. Третьи говорят и пишут, что власти-то никакой нет. А есть сращение олигархов, чиновников и криминала. Четвертые пишут и говорят, что наоборот, сегодня в Армении настоящая власть, которая все делает для народа и во имя народа. Руками тех же чиновников, олигархов и криминала. Пятые говорят, что во всем виноваты дашнаки. Потому что они пришли, ушли, потом снова пришли, потом снова ушли. И так перманентно. Шестые говорят, что во всем виноват конгресс, который как пришел, так и не хочет уходить и вообще виноват в том, что он никакой не конгресс, а персонифицированный шлейф первого президента. Не троньте первого президента — возражают те, кто ценит интеллигентов у власти. Он пишет книги и вообще умный. Лучше посмотрите на его последователей, то есть второго и третьего президентов. Не троньте второго и третьего президентов — сразу же вскипают те, кто не любит первого президента. При втором был экономический рост, а при третьем подъем национального самосознания. Но это, тем не менее, не убеждает некоторых, которые утверждают, что Армении вообще не нужны президенты, а нужна парламентская республика или, в крайнем случае, царь из рода Мамиконянов. Конечно, логика тех, кто требует царя, не совсем понятна. Разве что, по некоторым данным, Мамиконяны были родом из Китая, и требующие царя надеются на возрастающую роль Китая в мире. Одним словом, армянская реальность полна противоречий. Конечно, любая реальность полна противоречий. И даже есть философский закон единства и борьбы противоположностей. Который придумал немецкий философ Гегель, сам очень противоречивый человек. Но армянские противоречия, конечно — не немецкие противоречия. В немецких противоречиях чувствуется определенный порядок. Система. Пунктуальность и аккуратность, если можно так выразиться. В армянских же противоречиях ощущается вся история Армении начиная с Тиграна Великого, с ее метаниями, трагизмом, белыми пятнами и стремлением к великим свершениям малыми силами. Одним словом, армянские противоречия ни с чем не спутаешь. И разночтения по поводу этих противоречий — тоже. Где еще люди могут так истово ругаться по всякому поводу и вообще без повода? Где черное — не всегда черное, а белое — не всегда белое? Только в армянских разночтениях. На том и стоим.